?

Log in

No account? Create an account

Малое православное братство во имя свт.Стефана Великопермского

г. Вельск

stefanovskoe stefanovskoe
Previous Entry Share Next Entry
Об истории братского движения в Русской Православной Церкви
В этом, 2015 году, Преображенскому братству исполняется 25 лет


В связи с юбилейной датой хотелось бы обратиться не только к событиям прошедших 25 лет, но и к историческим истокам братской жизни в Русской Православной Церкви, поскольку рождение Преображенского братства – это продолжение традиции христианской жизни, начиная с первых её шагов.

«Идея братства имеет  серьёзные основания в апостольской святоотеческой традиции не просто как одна из форм совместной жизни христиан, а как её наиболее полное воплощение»,- говорится в докладе Владимира Ильича Лавренова на II международной богословско-практической конференции «Паисьевские чтения», проходившей 30.10-01.12.2013г. в г. Кишеневе.

Из истории РПЦ известно, что братства рождались, как правило, в наиболее важные и ответственные периоды жизни Церкви. В XV веке в Западной Европе и юго-западной Руси создаются православные братства в ответ на усиление влияния католической церкви. Именно их активная деятельность стала гарантом того, что в этих регионах было сохранено православие до сего дня.

А в начале XVIII – середине XIX века три святых человека не только сохранили традицию братского общения, но и способствовали появлению идеи «монастыря в миру». Речь идет о святителях Тихоне Задонском, Паисии Величковском и Серафиме Саровском и их странствующей братии, Дивеевской мельничной общине и народном движении беседников. Движение беседников и поныне живо и являет собой истинно духовную жизнь в миру.

На рубеже XX века в Российской Империи существовало настоящее братство. Это Крестовоздвиженское Трудовое братство Н.Н. Неплюева, который считал, что истинное христианство состоит в возвращении к первоапостольскому идеалу церковности – жизни на основах братолюбия. Н.Н. Неплюев, потомственный аристократ и богатый человек, впервые выдвинул и реализовал идею братства, как братства служащего, превращающего абсолютные нравственные ценности в нормы повседневной жизни.

В развернувшейся в начале XX века полемике, посвященной церковному приходу, вновь зазвучал голос о необходимости возрождения братств как явления духовного. Большинство епископов Русской православной церкви высказались по этому вопросу в «Отзывах епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе». Епископ Уфимский Христофор (Смирнов) писал: «Пока не возлюбим братство в самом широком смысле как древнецерковную, из существа христианства вытекающую и существу Церкви вполне отвечающую жизненную форму, до тех пор никакие реформы не воскресят настоящую истинную жизнь Церкви, умиравшую вместе с угасанием и умиранием в Церкви идеи братства во Христе, от которой теперь остался один лишь звук пустой, а впоследствии и этот звук умрет и исчезнет».

Вопрос о братствах поднимался и на Поместном Соборе 1917-1918 г.г., но кардинально не был решен. Октябрьские события 1917г. и последовавшие гонения на церковь воспрепятствовали этому.  Святейший Патриарх Тихон весной 1918 г. обращается к епископам и священникам: «Не теряйте же времени, собирайте вокруг себя стадо… Составляйте из благонамеренных прихожан братства, советы – что найдете полезным по местным условиям». По призыву Патриарха появились десятки приходских, межприходских, монастырских и просто неформальных христианских братств. Здесь речь идёт о неформальном живом явлении. «Цель проста – защита веры, церкви и свободы. Выполнить такую задачу формально – невозможно». Однако о них мало что известно, документы не передавались в государственные архивы,  прятались по чердакам и подвалам и пропадали вместе с носителями братской тайны. В частных архивах обнаружены: устав братства «Животворящего креста Христова», созданного в 1922г. в г. Дмитрове Московской области епископом Серафимом (Звездинским), устав неформального братства «Апостола и евангелиста Иоанна Богослова», созданного в 1928г в Московской области и возглавляемого епископом Арсением (Ждановским). В Петроградской епархии своей активной деятельностью известно Александро-Невское братство, просуществовавшее с 1918г. по 1932г., в Череповце – Трудовое братство епископа Макария (Опоцкого), упоминаемое нами Крестовоздвиженское братство, созданное мирянином Н.Н. Неплюевым, также просуществовало, активно развиваясь, до 1929г.  Все упомянутые братства жестоко преследовались и в разные годы были уничтожены советскими властями.

В послевоенное время горячим сторонником возрождения общинной и братской жизни проявил себя архимандрит Сергий (Савельев). Его оценка состояния Церкви такова: «Я отрицательно отношусь к сегодняшнему состоянию церковной жизни, в которой все, что угодно, только не созидание внутренней жизни христианина. Созидание ее должно осуществляться в христианских общинах, и вопрос об этих общинах, о развитии их является основным вопросом жизни церкви». И нам известна созданная им община, жизнь которой описана в книге «Далёкий путь».

Как видим, братская жизнь не умирала в Церкви ни в какие времена и усиливалась в разных формах, когда Церкви грозила опасность духовного или физического порабощения,  секуляризации её, когда требовалось утверждать на практике нормы истинно христианской духовной жизни.

(В статье использованы материалы доклада В.И Лавренова, кандидата исторических наук, почетного работника науки и образования, члена Государственного Геральдического Совета при Президенте РФ, директора филиала РГГУ в г. Твери на II международной богословско-практической конференции «Паисьевские чтения», проходившей 30.10-01.12.2013г. в г. Кишеневе.).

Об истории братского движения в Русской Православной

Пользователь adam_a_nt сослался на вашу запись в своей записи «Об истории братского движения в Русской Православной Церкви» в контексте: [...] Оригинал взят у в Об истории братского движения в Русской Православной Церкви [...]